Когда применяется ШВП
Шарико-винтовая передача (ШВП) — это механизм, в котором шарики под нагрузкой вращаются в вырезанной дорожке качения между ходовым винтом и гайкой, а при получении осевой нагрузки перемещаются по желобу отражателя, встроенного внутрь гайки, в смежную дорожку качения, после чего возвращаются обратно в область под нагрузкой. Этот механизм наиболее часто применяется в авиастроении и ракетостроении для перемещения рулевых поверхностей, а также в автомобилях, чтобы приводить в движение рулевую рейку от электромотора рулевого управления.
Работа ШВП
ШВП состоит из винта и гайки, в которой находятся шарики. При вращении винта шарики перемещаются вдоль винта по специально вырезанным дорожкам в гайке, что позволяет передавать как осевую, так и радиальную нагрузки на любых углах поворота. Каждый шарик имеет в своем подшипнике дорожку, а длина винта и шаг задействованной передачи зависит от конструкции.
Шаг ШВП
Как определить шаг ШВП? Если на винте есть гайка, то определение шага ШВП происходит следующим образом: к гайке ставят штангель, её проворачивают на один оборот, пока отъедет от штангеля. Далее выдвигают глубиномер штангеля. Шаг, как правило, указывается на винте или на упаковке при покупке.
Количество шариков в ШВП
Количество шариков в 1 контуре гайки SFU1605 составляет 16 штук, но с учетом погрешностей и расчета рекомендуется использовать 15-17 шариков. Точный расчет возможен при использовании специальных программ на компьютере, основанных на математических моделях поведения элементов передач.
Смазка ШВП
Для ШВП и рельсовых направляющих следует применять литиевые смазки № 2 или жидкие масла типа Mobil Vactra#2. Эти смазочные материалы обладают отличными свойствами вязкости, стабильности и смазывания, которые позволяют длительное время сохранять высокую эффективность работы системы, а также обеспечивают максимальную защиту от износа и коррозии элементов.
Выводы
Шарико-винтовые передачи используются для преобразования вращательного движения винта в линейное перемещение, а также для трансформации осевых нагрузок на любых углах поворота. Для эффективной работы ШВП важно правильно определять шаг, количество шариков и использовать правильную смазку. При правильном использовании и обслуживании ШВП может прослужить долгое время, обеспечивая отличную производительность и доверительность работы всей системы.